Крестовоздвиженский храм г. Ставрополь

г. Ставрополь, ул. Голенева, 67 тел: (8652) 29-67-78

Сегодня:

Наш земляк – Носов Василий Алексеевич – участник Великой Отечественной войны

  • Автор: Евгений Салов
  • Март 18, 2014

vov0169 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны — наиболее жестокой и кровопролитной за всю историю наше¬го Отечества. Кажется, это было так давно, что уже и нет в живых свидетелей прошлого. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что каждое воскресенье рядом с нами стоит всю службу ветеран ВОВ – Носов Василий Алексеевич — солдат 84 восстановительного железнодорожного батальона Второго украинского фронта.
Из разных источником я узнал, что в обеспечении Победы над фашистскими агрессорами исключительно важную роль сыграл железнодорожный транспорт. Громадные пространства, на которых развёртывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегических грузов, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения.
Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск. Без их самоотверженного труда фронт не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941-1945 годах.
Война потребовала огромных усилий по восстановлению железных дорог. На территории СССР гитлеровцы вывели 26 из 54 железных дорог довоенной сети и частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 км пути, 13 тысяч мостов общей протяжённостью около 300 км, 4100 станций, 2436 вокзалов, 317 паровозных депо и много других железнодорожных объектов и устройств.
Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращивал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.
Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на наши железные дороги в среднем ежесуточно до 33 налётов, воины-железнодорожники быстро восстанавливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл.
Мне исполнилось всего двенадцать лет, но, сколько я себя помню, меня всегда интересовала тема той далёкой для моего поколения войны. Я с замиранием сердца смотрел военные фильмы, с огромным интересом читал военную литературу. Меня всегда поражала крепость, сила русского духа. Наши деды не жалели себя, уходили к партизанам, хотя это и каралось страшной смертью. Жители разных городов проявляли геройство каждый день.
Героем не только военных, но и наших дней мы можем назвать и Василия Алексеевича.
И вот мы в гостях у ветерана.
Обстановка в доме самая простая, солдатская. Железная кровать, стол деревянный, Красный уголок, под ним на столе молитвослов с крупными буквами, труды Игнатия Брянчанинова. На противоположной стене — целый иконостас. В печурке горит огонь, согревает весь дом.
Я ничего не помню, — начинает свой рассказ Василий Алексеевич. Память отторгает пережитое. Чаще возвращается в наши дни.
Вот президент недавно поздравление прислал, депутаты подарки дарят. С последней работы начальник приезжает каждый год, привозит продукты и деньги. Говорит: — Ты у нас один остался, а было человек пятнадцать участников войны.
Лечиться можно, где хочешь бесплатно, ехать куда хочешь, хоть на самолёте лети. Но куда уж мне в мои годы. Но потихоньку разговор переходит от современности и к военному прошлому.
До призыва в 17 лет меня взяли работать в Ставрополе на железную дорогу кочегаром. В мою задачу входило подбрасывать уголь в лоток поближе, а помощник уже этот уголь бросал в печку. В 1939 году меня и помощника машиниста Мартыненко отправили на постоянную работу в г. Петрозаводск на Онежское озеро. А оттуда через полгода меня и взяли в армию. Два года отслужил – и началась война.
Старых бойцов на фронт отправили, а нас расформировали в железнодорожные войска. Воевал я с 1941 по 1948 год. Прошёл от Сталинграда до Будапешта. Воевал на Втором украинском фронте.
Наши батальоны принимали самое активное участие в обороне Киева.
Вооруженные лишь старенькими винтовками, люди с чёрными петлицами — путейцы, слесари, плотники, землекопы, что называется грудь в грудь, сошлись с фашистами. В разгоревшемся жестоком бою они не только не отступили, но, несмотря на потери, оттеснили противника.
Нашим железнодорожникам при отступлении часто приходилось минировать железную дорогу.
В дневнике одного убитого немецкого офицера была обнаружена запись: «Самое страшное представляют мины на железной дороге, где крушение только одного поезда на участке … вызывало гибель более 100 человек…»
Когда наши войска отступали, мы взрывали железнодорожные пути, мосты. А когда наступали, то восстанавливали. Всё делали временно, из дерева. Делали мосты через небольшие реки. Из оружия с собой было только ружьё с пятью патронами. Причем, военным восстановителям приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации. vov02
В журналах боевых действий 4-й танковой группы немецкой армии в конце октября 1941 года было записано:
«Мосты через каждую речку, которую должны форсировать немецкие соединения, взлетают на воздух, как только появляется первый немецкий танк…»
Мы восстанавливали мосты и дороги, а фашисты бомбили. Помню, на станции Лазовой налетели немецкие самолёты и начали бомбить.
Однажды помню, как один солдат из боевой части выскочил из кабины, уже горящим. Он поднял руки вверх, да так сразу и сгорел. Сколько лет прошло, а он так и стоит у меня перед глазами, не могу забыть
Бомбили нас часто.
Наша часть действовала на Украине. Запомнилась украинская речь. Однажды мы работали в поле, а там были молодые украинские девчата. Увидев немецкий самолёт, они закричали: — Лэтыть, лэтыть. Кынув, зараза (это о бомбах).vov03
Служил я в 84 восстановительном железнодорожном батальоне, жили, двигаясь в вагонах. В вагоне были двухэтажные нары. Лежали плотно друг к другу. Было нас в вагоне человек сто.
По дорогам войны мы прошли до самого Будапешта, там я был награждён медалью за его взятие.
Высокую оценку боевой деятельности железнодорожных войск в 1941-1945 гг. дали Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, Военные советы фронтов, видные советские полководцы Г. К. Жуков, А.М. Василевский, И. С. Конев, И.Х. Баграмян, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский и другие.
Родина высоко оценила вклад военных железнодорожников в Победу. В годы Великой Отечественной войны двое из них удостоены зва¬ния Героя Советского Союза и 26 — Героя Социалистического Труда. Более 401 тысячи воинов железнодорожных войск были награждены за самоотверженный труд в годы войны орденами и медалями.
Потери Железнодорожных войск в Великой Отечественной войне составили 118708 чел.
Приведём своеобразный дневник военного времени
1941 г., июль—август.
Фашистская авиация совершает в среднем 50 налетов в сутки на железнодорожные объекты. Особенно разрушены были крупные узловые станции: Орша, Бологое, Смоленск, Гомель, Коростень, Житомир, Бахмач, Брест, на которые было сброшено от 1,5 до 3,5 тонн бомб различного калибра.
1941 г., июль-декабрь.
На 28 фронтовых дорог немецкие летчики совершили 5939 воздушных налетов, из которых 1504 нарушили движение поездов. Средний перерыв движения после бомбардировки составлял 5 часов 12 минут.
1941 г., 20 августа.
Ставкой Верховного Главнокомандования Железнодорожным войскам поставлена задача обеспечения переправы отходящих частей Красной Армии через Днепр.
1941 г., 15 сентября.
Государственный Комитет Обороны специальным постановлением обязал Народного комиссара путей сообщения разработать мероприятия по ликвидации последствий налетов вражеской авиации.
Эти цифры говорят о гигантском труде, о невиданном героизме восстановителей железных дорог

Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того, было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.
Эти цифры говорят о гигантском труде, о невиданном героизме восстановителей железных дорог.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны, на железно¬дорожном транспорте продолжались широкие работы по восстановлению разрушенного хозяйства. Только за 5 месяцев 1945 г. части железнодорожных войск восстановили 21 676 км отечественных линий.

Демобилизовался я только в 1948 г.
После победы в Архангельской области мы валили лес для восстановления сельского хозяйства. Голодом нас там морили два года. Даже соли не было ни в варёном, ни в хлебе. Нас на лесоповал отправили, потому что, как нам объяснили, мы не были на первой линии фронта. На сутки давали нам ? буханки хлеба, 25 грамм крупы и 25 грамм сахара. С вечера поедали весь хлеб, а его и выдавали вечером. Даже ложек у нас не было. Голод был сильный. Выдержали, наверное, потому, что молодые были. Сейчас ни за что бы не выдержал. Да, честно говоря, не все и выдерживали.
Помню солдата Гришку, так тяжело ему было, что он сделал петлю и повесился на сосне.
А один солдат Миронов из Москвы после работы шёл на свалку и собирал выброшенные отваренные кости, уходил в лес и варил так в котелке на три или четыре литра. Эту воду выпивал и, в конце концов, опух. Врачи заинтересовались, от чего опух солдат и стали следить за ним. Увидели, изолировали и держали в лазарете, пока не выздоровел.
Помню, привезли вагон картошки. Она замёрзла, так мы её ломом долбили.
Комары запомнились. Они в два-три раза больше наших. Ножки у них высокие, а между ножек кровеносная сумочка. Летом мы жили в палатках. И что удивительно, что местное население комары не кусали, только нас.
Грибы и ягоды не собирали, некогда было.

Два года армейской службы, пять лет войны, три года лесозаготовок – десять лет в строю. Сердце с трудом справлялось с такими перегрузками. После демобилизации по ночам не было сил заснуть: сердце болит, и боль не унять никакими таблетками, по ночам память выхватывает самые яркие моменты десятилетней службы – смерть солдата, сгоревшего заживо, 25 грамм крупы в сутки. Думал, — удивляется Василий Алексеевич, не проживу долго. А получилось иначе. Бог даровал прекрасную жену-помощницу, шестерых детей.
Вся оставшаяся жизнь Василия Алексеевича связана с железной дорогой. Как начал работу в 17 лет кочегаром, так до пенсии и работал на железке, но уже помощником машиниста.

В девяностые года Василий Алексеевич становится прихожанином Крестооздвиженского храма.
О нём, как о прихожание, тепло вспоминают многие люди. Вот одно из воспоминаний Елены Валентиновны Какулия.
Хочу поведать одну историю об одном христианине, живущем среди нас.
Мы с детьми уже много лет, каждое воскресенье ходим в храм на утреннюю службу. С нами в храм ходил старичок, он всегда ходил на босу ногу в сандалиях. В один из воскресных дней мы принесли ему носочки, которые он с поспешностью передарил другому пожилому человеку.
Однажды он передал записку моей старшей дочери вместе с иконкой. Это было в канун Рождества. Придя домой, мы раскрыли её и были очень удивлены. Это было приглашение на праздник Рождества Христова в семью этого человека. Прочитав письмо, мы немного смутились, потому что были не совсем знакомы, но приглашение приняли, чтобы уважить старика.
Приехав по назначенному адресу, мы увидели небольшой дом из двух комнат чисто прибранных с очень простой обстановкой (кровать и стол). Иконы в правом углу, причём сделанные своими руками, вырезанные из календаря и вставленные в рамку. Похристославили, и нам были выданы подарки, которые были подготовлены для всех членов семьи, включая бабулю, которая с нами ходит в храм. Затем нам предложили пройти в гости в один из ближайших домов, где жила дочь деда Василия. Её звали Надеждой. Она нас встретила как родных, это помогло нам снять напряжение. И уже через несколько минут нам казалось, что мы давно знаем друг друга.
В числе приглашенных была семья Василия, людей было много: его родная сестра, трое дочерей. Дочери были с семьями — детьми и внуками. Из беседы мы узнали, что у деда Василия шестеро детей – пять дочек и сын, который живёт в Санкт-Петербурге, одна из дочерей в Чебоксарах, трое — в Михайловске рядом с ним. Жена умерла очень давно, когда самой младшей дочери Наденьке было всего пять лет. С тех пор он не женился и всю жизнь посвятил детям, воспитав в них любовь к Господу. Всем детям дал образование и всегда очень боялся, что не сможет поднять на ноги младшую дочь.
Перед обедом, помолившись, прочли праздничный тропарь «Рождество Твое Христе Спасе…». Первым блюдом подали борщ. Это традиционное блюдо семьи и его готовит всегда глава – дед Василий. Этот борщ был изумительно вкусным. Вообще, мы заметили, что в этой семье, как ни в какой другой, соблюдаются традиции. Первым слово говорил тоже он. Дед Василий прочёл строки из Евангелия и задал всем непростой вопрос: — Что в жизни главнее – вера, надежда или любовь? Мы на какое-то время задумались. А хозяин, помолчав, сам и ответил: — Конечно же, любовь – всепрощающая и всё покрывающая.
В этой семье мы ощутили близкий для нас дух православной веры. Как же хорошо мы провели этот день! Он запомнился нам навсегда.
В нашей семье тоже соблюдаются традиции. И теперь одна из них – приезжать на Рождество в семью этого замечательного человека – столпа христианской веры.nosov01

Заканчивая свой рассказ о замечательном человеке нашего города, ветеране Великой Отечественной войны – Носове Василии Алексеевиче, хочется сказать, что глядя на него, его выдержку и силу духа иногда становится стыдно ныть, стыдно не выстаивать службу, не поделиться с друзьями тем, что у тебя есть.
Девяносто один год — долгую жизнь прожил Василий Алксеевич, пережив разруху революции, голод тридцатых годов, изнурительную войну, лесоповал, смерть жены. Но с крепкой верой и молитвой на устах каждый день своей жизни он отдал Родине, семье и людям.

Оставить отзыв