Крестовоздвиженский храм г. Ставрополь

г. Ставрополь, ул. Голенева, 67 тел: (8652) 29-67-78

Сегодня:

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

  • Август 29, 2016

20160828_uspen21

«При родах Ты сохранила девство,

при успении Ты не оставила мира, Богородица;

Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни,

и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши»

Тропарь Успения Божией Матери

28 августа Православная Церковь торжественно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник в православном понимании можно назвать второй Пасхой, очень важным событием в жизни Церкви, так как оно иллюстрирует наше будущее воскресение из мертвых.

Что может быть выше Воскресения Христова? Ведь Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, подарив человеку возможность вечной жизни. Но Он то был Богочеловеком без склонности ко греху, которая присуща каждому человеку. Поэтому для еще большего подтверждения возможности будущего воскресения из мертвых обычного грешного человека требовалось воскресение именно человека. Таким примером для нас стало воскрешение Девы Марии. Успение Божией Матери было «божественным и страшным таинством домостроительства Христа Бога» (Стихира на «Слава, и ныне» в стихирах на стиховне).

Спаситель во время Своей земной миссии воскрешал из мертвых некоторых людей, но они не могли в полной мере отобразить воскресение в жизнь вечную, так как после своего оживления они продолжали жить на земле со старым телом, а затем снова умирали обычной смертью. Но Пресвятая Владычица умерла окончательной смертью, после которой была воскрешена вместе с обновленным телом для вечной жизни.

Успение Божией Матери не умаляет значимости Воскресения Христа, но показывает  его плоды – возможность перехода человека в вечную жизнь. «Надлежало очевидцам и слугам Слова видеть и успение по плоти Матери Его, поскольку (оно было) окончательным таинством над Нею, так чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его» (1-я стихира на литии).

В Священном Писании очень мало уделено места описанию жизни Пресвятой Владычицы, и почти ничего неизвестно о Ее судьбе после смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна можно прочитать лишь одни слова, которые хоть как-то говорят о дальнейшей жизни Девы Марии: «И с этого времени сей ученик (св. ап. Иоанн Богослов) взял Ее к себе» (Ин 19:27). Из этого следует, что Пресвятая Дева после смерти своего Сына находилась под опекой святого апостола Иоанна Богослова. Сведения о последних годах жизни Богородицы Святая Церковь черпала, в том числе, из апокрифа «Успение Марии».

После завершения земной жизни Своего Сына и Господа Пресвятая Дева часто посещала место Его временного упокоения — Гроб Господень. Здесь Она воскуряла фимиам и преклоняла колена. Иудеи же препятствовали Ей посещать это место, но Она невидимой приходила туда снова и снова. И во время очередного посещения Гроба Спасителя к Ней был послан Архангел Гавриил, который возвестил Ей о скором переселении в Царство Небесное и в залог дал в руки райскую пальмовую ветвь.

После происшедшего Святая Дева возвратилась в Вифлеем с тремя прислуживавшими Ей девами: Зоилой, Сепфорой и Евигеей. Затем Она призвала Иосифа Аримафейского и учеников Христа, которым сообщила о Своем скором отшествии. Пресвятая Богородица молилась Господу о том, чтобы Он дал Ей возможность попрощаться с апостолами. Так и случилось. Все апостолы были собраны в доме  святой Девы, куда они были перенесены Духом Божиим из разных мест своего проповеднического служения: Иоанн Богослов из Ефеса, Петр из Рима, Павел из Тибериады, Иаков из Иерусалима. «По мановению Богоначалия, отовсюду высоко поднимаемые облаками, богоносные апостолы, прибыв к пречистому и живоначальному телу Твоему»(Стихира по «Слава, и ныне» на Господи воззвах) . В греческой редакции раннего апокрифа «Успение Марии» говорится о том, что Фома тоже был принесен со всеми апостолами, а в латинской редакции упоминается о его опоздании на погребение Божией Матери. Акафист Успению следует второй точке зрения, точно сообщая нам об опоздании святого апостола Фомы: «Сила Вышняго восхити от Индии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное Успение Богоматере» (кондак 3 акафиста Успению Пресвятой Богородицы).

Согласно вышеупомянутому апокрифу, к Святой Деве также были доставлены уже умершие на тот момент апостолы: «Андрей, брат Петра, и Филипп, Лука, и Симон Кананит, и Фаддей, — возбуждены были Духом Святым из гробов». Это не противоречит песнопениям службы Успения: «Когда Ты, Богородица Дева, отошла к неизреченно Родившемуся от Тебя, присутствовал Иаков, брат Божий и первый иерарх, а также Петр, почетнейший глава, начальник богословов, и весь божественный лик апостолов…»(Стихира на «Слава, и ныне» в стихирах на стиховне). Также сюда прибыли апостолы от 70-ти: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей. «Всесильным мановением от конец земли на облацех представших, ко пречестному Твоему, Пренепорочная, Успению, священноначальницы: Дионисий, небесный таинник, Иерофей дивный и Тимофей», — сообщает нам 2-й кондак акафиста. Каждого из них Пречистая подзывала к Себе по имени, хвалила их веру, благословляла и утешала их.

Наступил третий час, когда должен был наступить момент перехода Святой Девы в мир иной. Она возлегла на одр, вокруг которого стояли апостолы и ученики, и молилась в ожидании пришествия Своего Сына. Эту картину ярко изображает праздничная стихира: «Когда подготовлялось преставление пречистого Твоего тела, тогда апостолы, окружая одр, с трепетом смотрели на Тебя, и одни, взирая на тело, были одержимы изумлением, а Петр со слезами восклицал Тебе: «О Дева, явственно вижу Тебя прямо простертой, жизнь всех, и удивляюсь (Той), в Которой вселилось наслаждение будущей жизнью; но, о Пречистая, молись усердно Сыну и Богу Твоему о сохранении невредимым стада Твоего»(стихира по 50-м псалме). Неожиданно засиял Неизреченный Божественный Свет, и верх помещения как бы исчез, и сошел Сам Христос с сонмом ангелов и святых. «Тебя окружали с копьями ангелы, начала и силы, апостолы, пророки и все творение…» (3-я стихира на хвалитех). Пресвятая Богородица встала и поклонилась Господу, Который приглашал Ее в Жизнь Вечную: «приди, Чистая, прославься с Сыном и Богом»(1-й тропарь 9-й песни 1-го канона праздника). И в этот момент Она могла сказать следующие слова: «Апостолы! Собравшись с концов (земли) здесь, в Гефсиманском селении, погребите тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, приими дух Мой» (светилен праздника).

Без всякого страдания Святая Дева предала душу в руки Спасителя, и он «нетленными ладонями принял непорочную душу» (3-я стихира на хвалитех). Ангелы воспевали хвалебные песни Царице Небесной, сопровождая в Царство Небесное. «Высочайшие же небесные силы, пришедшие с Владыкою, провожая принявшее Бога и пречистое тело Твое»(Стихира по «Слава, и ныне» на Господи воззвах). Лицо Богоматери светилось славой Божественного девства, тело же Ее благоухало. Апостолы лобызали ноги Пречистой Девы и оплакивали земную разлуку с Ней.

Затем они приступили к погребению Богородицы: святые апостолы несли гроб на своих плечах, а святой апостол Иоанн Богослов шел впереди с пальмовой ветвью, которую вручил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Это процессия проходила от Сиона к Гефсимании через весь Иерусалим. Иудеи, которые испытывали ненависть ко Христу и Богоматери, подговорили воинов и слуг, чтобы те разогнали погребальное шествие. Но когда они стали приближаться ко гробу, спустилось облачное кольцо, которое оградило гроб вокруг и поразило слепотой нападавших. Шум погребального действия они слышали, но никого не видели. Иудейский священник Аффония, ярый ненавистник Святой Девы, хотел перевернуть одр с телом Пречистой, но Ангел Божий невидимо отсек руки злодею. «Постиг суд наглые руки дерзкого, нанеся отсечение им, так как Бог из-за славы Божества ограждал честь одушевленного Кивота, в Котором Слово сделалось плотью»16 (2-й тропарь 3-й песни 1-го канона праздника). Увидев такое чудо, этот иудей «верою Матерь Божию исповедаше»(4-й кондак акафиста). Долго апостолы прощались с Пречистой Девой и, воздав последнее целование, только к вечеру занесли гроб в пещеру, вход которой закрыли камнем.

Опоздавший на погребение апостол Фома печалился и плакал возле могильной пещеры. «Имея в себе помышление ученик, яко Божиим смотрением бе ему, не обретися ко провождению Богоматере с прочими вкупе» (3-й икос акафиста). Но другие апостолы, сжалившись над ним и открыли пещеру, но тела Богоматери во гробе уже не было, но лежали только погребальные пелены. «Ибо небесе и земли Творец от Тебе плотию прошед, Пречистая, духом и телом в небесная Тя пресели, ко ближайшему предстательству о всех» (10-й икос акафиста).

Вечером апостолы собрались в доме для ужина, во время которого им явилась Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». «Проповедницы Богоноснии Апостоли, по отшествии ко премирным Божия Матере, во общем седении обычныя трапезы бывше, и предложение части хлеба во имя Господне возносяше, внезапу свыше Богородицу Царицу прешедшую со светоносными ангелы зряху: и мир тем от Сына и Бога подавшую» (6-й кондак акафиста). Радости апостолов не было предела и они подняли часть хлеба, которую оставляли на столе в память о Спасителе, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Конечно христиане всегда помнили Пресвятую Деву и обращались к ней в молитвах, но богослужения в её честь появились не в самое раннее время. Это происходило из-за того, что в первые века христианство было гонимо и главными героями для христиан становились мученики, которые переносили страдания на виду у всех. В день упокоения страдальцев устанавливали богослужения в их память. В Сирский месяцеслов III-IV века на каждый день установлена память какого-либо святого, но Богородичных праздников там не было. Богородичные праздники появились в V веке благодаря богословским спорам, в которых осуждались ереси, понижающие достоинство Богоматери. Первый Богородичный праздник — Собор Пресвятой Богородицы, который мы празднуем 26 декабря. Древне-армянский Лекционарь (V в.) 15 августа закрепляет за праздником «День Марии Богородицы».

В  целом ряде литургических памятников дата Успения колеблется между августом и декабрем. В древне-римском псевдо-иеронимовом мартирологе VII века Отшествию Богоматери посвящается два дня: 18 января — depositio BeataeMariae (кончина); 14 августа — assumptio (взятие на небо). Римский календарь VIII века диктует уже один праздник Успения Пречистой Марии — 15 августа. Как показывают остальные памятники этого времени, не все западные Церкви приняли эту дату, но некоторые праздновали в январе.

В  греческой Церкви праздник Успения упоминается с VI века: по свидетельству Никифора Каллиста (XIVв.), император Маврикий (592-602 гг.) утвердил этот праздник на 15 августа (в этот день он победил персов). Но скорее всего Успение Пресвятой Владычицы праздновался еще раньше, свидетельством этого можно считать учреждение нескольких церквей в честь Богоматери Константином Великим в IV веке. Кельнский епископ Рейнольд в VII веке постановил праздновать Успение в течение 8 дней. Во многих провинциях Германии Успение праздновалось 30 дней.

На Востоке праздник Успения по памятникам можно проследить по каждому веку. Праздник уже значится в праздничном Евангелии 715 года под датой 15 августа.

В XIII веке появляется ряд успенских песнопений. Свт. Андрею Критскому (VIIв.) приписывается составление канона предпразднства, который сейчас не употребляется. Два канона, ныне употребляющихся, составили св. Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.) и свт. Косма Маюмский (VIII в.). Герман, патриарх Конситантинопольский (+740) написал 4-ю стихиру на литии. Св. Феофан исповедник (IX в.) составил «славную» стихиру на литии. Император Лев VI Мудрый (+911) написал стихиру после Евангелия, а также стихиру на попразднство 16 августа. Анонимные стихиры праздника появились тоже примерно в это время. Кондак и икос праздника скорее всего написал Роман Сладкопевец в VI веке. Все современные песнопения праздника были уже известны в XII веке.

Службу праздника можно увидеть уже в грузинском переводе Иерусалимского канонаря VII века. Редакцию службы можно также встретить в уставе св. Софии IX-X вв., в «Синайском канонаре» IX-XI вв., в Типиконе Евергетидского монастыря XI-XII вв., Типикон малоазийского богородичного монастыря XII в., Типикон Студийского типа в грузинской рукописи Афоно-Иверского Синаксаря XI в., Славянский Студийский устав XII-XIII в. Таким образом, мы можем заметить уже более-менее укомплектованное богослужение Успение Божией Матери к X-XI векам.

Существует также специфическое успенское богослужение — «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», при составлении которого была взята за основу утреня Великой субботы (чин погребения Плащаницы Господа). Эта служба была открыта в письменных памятниках не старее XV века, как в славянских, так и в греческих. В XVI веке она была популярна в России. Её составили более поздние песнописцы, один из которых ритор Еммануил.

Такой чин является устоявшейся традицией для Киево-Печерской лавры, где его совершают на утрени в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. А в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры — на третий день праздника Успения.

По современному Типикону Русской Православной Церкви праздник Успения Пресвятой Богородицы входит в разряд двунадесятых праздников. Он празднуется 10 дней: 14 августа — предпразднство, 15 августа — сам день праздника, с 16-23 августа — попразднство (23 августа — отдание). К достойному празднованию верующие подготавливаются двухнедельным Успенским постом (с 1-го по 14 августа), который по строгости напоминает Великий пост.

Сегодня Святая Церковь пользуется наследием великих песнописцев и богословов, составивших нынешнюю форму богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы. В нашем храме накануне праздника было совершено всенощное бдение, в составе которого мы могли слышать чудные древние песнопения, являющиеся вершиной богословской мысли и поэтического творчества. В этом году Успение Божией Матери совпало с воскресным днем, что не могло не отразиться на богослужении: тексты, освещающие Воскресение Христово, были переплетены с песнопениями Успения Божией Матери, что еще раз подчеркнуло сходство двух праздников. В сам день Успения была совершена Божественная Литургия, после которой было вознесено молебное пение Господу перед началом нового учебного года о всех учащих и учащихся.

Члены причта Крестовоздвиженского храма поздравляют всех прихожан с праздником Успения Божией Матери, а учащих и учащихся – с  началом нового учебного года.

Фотогалерея:

Оставить отзыв